ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ
В 2024 ГОДУ

Потребительские расходы домашних хозяйств – это часть денежных расходов, которые направляются на покупку продуктов питания (включая расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и оплату услуг.

В среднем за месяц 2024 г. на потребительские нужды одного члена домохозяйства было потрачено 29 тысяч рублей, что на 12% больше по сравнению с 2023 годом. Рост потребительских расходов наблюдался по всем основным статьям затрат. Величина среднедушевых потребительских расходов в городских домохозяйствах на 10% превышала их величину в домохозяйствах сельской местности (29,6 тысячи рублей против 27,0 тысячи рублей). Разрыв в сумме потребительских расходов между домохозяйствами, не имеющими в своем составе детей до 16 лет, и домохозяйствами с детьми составлял 10 тысяч рублей. Значительной была разница между 20% группой домохозяйств с наименьшими доходами и аналогичной группой с наибольшими доходами – 11,4 тысячи рублей против 53,0 тысячи рублей.

Относительно 2023 г. структура расходов изменилась незначительно. Несколько возросла доля затрат на питание при одновременном снижении удельного веса расходов на приобретение непродовольственных товаров. Доля затрат на оплату услуг осталась на уровне предыдущего года.

К потребностям, которые удовлетворяются в первую очередь, относится питание. В прошедшем году расходы на питание по-прежнему составляли значительную долю потребительских расходов – 35%. По сравнению с 2023 г. она возросла на 3,4 процентных пункта. Удельный вес расходов на питание у группы наиболее обеспеченных домохозяйств составил 28%, а у низкодоходных – 51%. В абсолютном выражении величина среднедушевых расходов на эти цели у высокодоходных домохозяйств была в 2,5 раза выше, чем у малообеспеченных (14,7 тысячи рублей в месяц на человека против 5,8 тысячи рублей).

Среди расходов на покупку продуктов для домашнего питания увеличение затрат наблюдалось по всем основным группам продуктов. Наиболее затратными статьями были расходы на мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, хлеб и хлебопродукты.

Затраты на непродовольственные товары в общем объеме потребительских расходов домохозяйств занимали 33%. Возросли расходы на покупку оборудования для информации и коммуникации, топлива для отопления и освещения жилья, мебели, домашнего оборудования, предметов для ухода за домом, табачных изделий, товаров личной гигиены и других непродовольственных товаров, медикаментов, медицинской и фармацевтической продукции, товаров для организации отдыха, спортивных и культурных мероприятий, белья, обуви и ткани. Одновременно снизились расходы на покупку транспортных средств, аксессуаров, ГСМ и строительных материалов.

Доля промышленных товаров в потребительских расходах у наиболее обеспеченных домохозяйств составила 41%, а у домохозяйств с низкими доходами – всего 22%. Большую часть расходов на непродовольственные товары у домохозяйств с высокими доходами составили расходы на транспортные средства, аксессуары, ГСМ и на мебель, домашнее оборудование, предметы для ухода за домом. У малообеспеченных домохозяйств традиционно наибольший удельный вес приходился на покупку одежды и обуви.

Расходы на оплату услуг по сравнению с предыдущим годом увеличились на 12%, при этом их удельный вес в потребительских расходах не изменился и составил 30%. Традиционно основной статьей были расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг. Доля данных затрат в структуре потребительских расходов осталась на уровне 2023 г. (11%), а в абсолютном выражении – наблюдался рост на 11%. У группы самых «бедных» домохозяйств расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг составили 16% всех потребительских расходов, а у 20% самых «богатых» – 9%.

В структуре расходов городских домохозяйств был выше удельный вес расходов на оплату услуг. Сельчане отличались более высокой долей расходов на покупку непродовольственных товаров и питание.

 

Справочно: в Республике Коми в обследовании принимают участие 570 домохозяйств (420 – в городской местности и 150 – в сельской), проживающих в 14 населенных пунктах.