Данные становятся мобильнее
7 апреля - День рождения Рунета.
Интернет сегодня регулярно используют порядка 77% российских семей, и больше половины - через мобильные телефоны. Как меняются интернет-активность и предпочтения устройств для выхода в сеть? И для чего россиянам цифровая перепись населения?
Русскоязычные сайты с доменом .ru появились в нашей стране в 1994 году. С этого момента в Интернет стали активнее выходить не только IT-специалисты, преподаватели и студенты вузов, но и обычные пользователи. Главным условием было наличие персонального компьютера, телефонной линии и dial-up-модема – с характерным писком и треском, а также низкой скоростью. И, конечно, договора с провайдером (при условии, что связь могла быть предоставлена в определенном населенном пункте). Оплата услуг, как правило, была поминутной, что сказывалось на времени посещения сайтов и объеме получаемой информации.
С развитием мобильных технологий и широкополосного безлимитного доступа в 2000-е годы использовать Интернет постоянно уже стали больше половины россиян. В 2017 году, по данным выборочных обследований населения по вопросам использования ИКТ, доступ к сети имели 76% домохозяйств страны. Настольный стационарный компьютер для этого использовали 41% домохозяйств, а смартфоны - 56%. В 2020 году доля домохозяйств с выходом в Интернет увеличилась до 80%. Одновременно заметно поменялись предпочтения в устройствах для интернет-серфинга в пользу смартфонов - их применял уже 71%, когда настольные компьютеры - лишь 36%, т.е. компьютеры значительно - почти вдвое - уступили другой технике для выхода в сеть. Заметим: ноутбуки и планшетные компьютеры в домохозяйствах с 2017 года также стали реже использоваться - доля использования снизилась с 41% и 27% до 40% и 23% соответственно.
В Республике Коми доля имевших доступ к сети домохозяйств возросла с 77% в 2017 году до 80% в 2020 году. В прошедшем году для выхода в Интернет в 73% домохозяйств республики использовали смартфоны, в 49% - ноутбуки, в 27% - настольные компьютеры, в 20% - планшетные компьютеры и в 15% - телевизоры со специальным устройством (Smart TV).
Со времени последней переписи населения 2010 года, заметно изменился и уровень цифровизации российских компаний. Если в 2010 году веб-сайт имели 29% организаций (в Республике Коми - 17%), то в 2019-м - 52% (48%). Доля компаний-пользователей Интернет в 2019 году составила 91% (в Коми - 87%), а Интранет (корпоративные сети) - 32% (34%). «Облачные» сервисы стали использовать 28% организаций (24%).
На этом фоне цифровизация коснулась и предстоящей в 2021 году Всероссийской переписи населения. Теперь для сбора данных будут применяться мобильные устройства - уникальные российские планшеты, а для обработки и визуальной выдачи статистической информации - специальная BI-платформа, доступ к которой через Интернет получат все россияне.
Но главным нововведением станет возможность каждого переписаться дистанционно - через портал «Госуслуг». По данным исследования компании Ipsos Comcon, проведенного в 2020 году, 52% опрошенных россиян хотели бы пройти перепись населения онлайн.
Ранее проведенный в августе 2020 года соцопрос ВЦИОМ показал, что каждый второй опрошенный уже знает о дистанционной возможности участия в переписи. Наиболее просвещенными оказались молодые люди в возрасте 18–24 лет - 76% из них сообщили, что в курсе такой опции.
Переписаться самостоятельно через портал госуслуг россияне смогут любым удобным способом: с домашнего или рабочего компьютера с выходом в сеть, через приложение в смартфоне, либо заполнив электронный переписной лист на компьютере в одном из центров «Мои документы».